родители говорят с ребенкомА всё ли вы знаете о своем ребёнке? Что его беспокоит, что ему важно? Малыш может сам не до конца осознавать свои желания и потребности или же уходить от ответа, если спрашивать напрямую. Психологи в этом случае рекомендуют использовать проективную методику-интервью, которая для ребенка будет увлекательной игрой, а для родителей — возможностью лучше узнать, чем их чадо живёт, о чём думает.

В разговоре  младшему школьнику или дошкольнику предложите стать всемогущим волшебником, который может сделать всё, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т.п.

К концу разговора ребёнок постепенно выходит из роли волшебника и снова становится самим собой.

Такое сказочное интервью  удобно тем, что дает возможность установить более близкий контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. После каждого ответа хорошо спросить ребенка, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д. Чтобы лучше понять его мотивацию.

Беседовать лучше наедине с ребенком. Ответы на вопросы лучше записывать дословно, чтобы потом можно было тщательнее проанализировать информацию. Диктофон лучше использовать незаметно или не использовать вообще, если это может вызвать скованность ребенка, внести напряженность в общение, отвлечь его от содержания разговора.  Помните, что Вы максимально нейтрально воспринимаете ответы ребенка, какими бы они не были, стараясь воздерживаться от любых оценок и комментариев.

Итак, Вы готовы к путешествию в волшебный мир вашего ребенка? Что ж, тогда надевайте маску наблюдателя, и в путь-дорогу!

Текст сказочного интервью

— Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький (-ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.

1.

ракета— Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?

а. — А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?

б. — А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.

2.

— Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный для нас мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой — представь себе это.

3.

— Теперь ты у себя дома. Ты — всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т.д.).

Затем волшебник попадает в школу (или детский садик).

— В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.

4.

— Вот теперь ты в школе (детсаду). Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников? Или воспитателей, одногруппников). Почему?

5.

— Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?

— Чуть не забыли о тебе!

6.

а. — Что бы ты сделал для себя? Почему?

б. — Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?

7.

ребенок - волшебник— А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?

— Спасибо, ты — настоящий волшебник!

— Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.

8.

а. — Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?

б. — А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?

— Ты можешь превратиться в любое животное.

9.

а. — Ты каким бы животным хотел стать? Почему?

б. — А каким животным ты не хочешь быть? Почему? Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.

10.

а) Кошка,

б) лев,

в) маленький козленок, олененок,

г) змея,

д) орел,

е) мышь,

ж) обезьяна,

з) тигр,

и) заяц,

к) собака,

л) птичка (например, синица).

— Ты отлично справился с заданием.

— Ты — волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.

11.

а. — Скажи, кем ты хочешь быть — маленьким, взрослым или таким как есть? Почему?

б. — А почему ты не хочешь стать… (1-й не выбранный вариант)?

в. — А почему… (2-й не выбранный вариант)?

12.

— А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?

— Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).

13.

— А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?

— Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.

14.

а, б, в?

— А почему а, б, в?

— Отлично. А подумай:

15.

а. — Чего больше всего боятся дети? Почему?

б. — Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?

в. — А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?

— Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

Что кроется за ответами

волшебный мир ребенка

После того как ребенок получил удовольствие от игры, самое время родителям извлечь максимум пользы из его ответов. Чтобы лучше понять волшебный мир ребенка, важно обращать внимание на его объяснения «почему» и «зачем», ведь в них дети говорят о своих потребностях, значимых проблемах. Опять же, независимо от того о ком говорит ребенок – он говорит о своих переживаниях, желаниях, страхах. В роли волшебника ребенку просто легче выразить свои чувства и намерения, делая их перенос на других персонажей.

Необходимо также обращать внимание на эмоциональный настрой, мимику ребёнка, чтобы понять насколько важно и значимо для него то, о чём он говорит сейчас. В целом нужно также учесть, что исходя из нашей просьбы представить себя волшебником ребенок может стараться показать себя в лучшем свете.

Возможно, профессиональный психолог может извлечь из интервью больше информации, но любящие и заботливые родители могут лучше почувствовать своего ребенка и дать ему именно то тепло, поддержку, любовь, которые необходимы малышу в данный момент. Успешного исследования!
Если будут вопросы — пишите в комментариях к статье.

Алла Слотвинская

(Это 15 статья из Сундучка предновогодних чудес, присоединяйтесь, чтобы первыми получать от нас следующие идеи, чудеса, сказки и поделки)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>