как сочинить сказкуМир сказок – это удивительный мир фантазии и волшебства, тот мир, который больше всего понятен ребенку, и который помогает ему войти в мир взрослых. Часто наши напутствия и наставления «надо чистить зубы», «пойдем скорее, а то опоздаем в детский сад», «все дети днем спят, и ты ложись» наталкиваются на мощный протест ребенка. Вот тогда нам на помощь может прийти сказка или волшебная история. Ведь послушав ее, ребенок делает собственные выводы и тогда решение чистить зубы, идти в сад становится его собственным, а не навязанным со стороны.

Дети часто не рассказывают о том, что их беспокоит, потому, что стыдятся этого, боятся нежелательной реакции взрослых, а иногда и сами не понимают в чем дело или не могут подобрать слов для описания своих чувств и эмоций. Поэтому получить в сказке отражение своих чувств может быть для них очень важно.

Сказка может стать мостиком доверия и понимания, помощи и поддержки, идущим от сердца к сердцу. Народные сказки бесспорно несут в себе мудрость веков, но ребенку порой необходим конкретный путь выхода из определенной ситуации, который может дать авторская сказка. И поскольку ситуаций может быть бесчисленное множество, придется и нам с вами погрузиться в мир безграничной фантазии, чтобы всегда иметь под рукой пару сказочных историй для нашего малыша.

Для ребенка рассказ гораздо интереснее, чем нравоучительная лекция. Один знакомый мальчик 6 лет, когда ему начинают говорить что-то о том, как он себя плохо вел или сделал что-то не так, закрывает уши и говорит – я тебя не слышу. А вот сказки про непослушного мальчика слушает с большим удовольствием.

Рассказы позволяют ребенку почувствовать, что он не одинок в своих страхах и переживаниях, что другие могут испытывать  то же самое. Это успокаивает  и  избавляет от комплекса неполноценности, когда кажется, что я какой-то не такой: вредный, трус, глупый, неумеха и т.д.  Это дает  уверенность и помогает бороться с трудностями.

Можно использовать готовые сказки. Например, «Лабиринт души: Терапевтические сказки» под редакцией Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., книги А.В. Гнездилова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии», Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя» и другие.

Баба ЯгаИли можно сочинить свою историю. Ведь кто, лучше родителей, может почувствовать, что именно необходимо их чаду. Кроме того, это возможность лучше понять своего ребенка, проникнуть в его внутренний мир. Ведь для того, чтобы история действительно принесла положительный эффект, необходимо посмотреть на ситуацию глазами ребенка, понять, что он чувствует. Это как раз и бывает сложно, ведь мы уже забыли, как когда-то давно сами боялись Бабу Ягу, не хотели ложиться днем спать, или обижались на соседских мальчишек, которые забирали игрушки. Сейчас нам это кажется неважным, а ведь для ребенка это то, что составляет его мир, и это реально для него так же, как для нас квартальный отчет или разговор с начальником. И, если мы пытаемся разубедить ребенка, объясняя, что Бабы Яги нет, ситуация с соседскими мальчишками – это мелочи жизни, он чувствует, что его переживания обесцениваются и родители его не понимают. Это усложняет дальнейшее общение. Потеряв надежду быть понятым, ребенок замыкается.

И наоборот, услышав от нас историю, близкую к его переживаниям и отражающую его реальную жизнь, ребенок чувствует поддержку, а появившееся взаимопонимание улучшает наши отношения. Ведь так важно, когда тебя понимают и принимают твои чувства.

Как сочинить сказку?

При сочинении сказки можно идти по такой схеме:

  1.        Формулировка проблемы, которую я хочу решить с помощью сказки.
  2.        Идея, которую я хочу донести до ребенка.
  3.        Главный герой, его схожесть с ребенком.
  4.        Описание ситуации, в которой главный герой оказался.
  5.        Выход и решения ситуации.
  6.        Выводы, которые сделал главный герой. Мораль сказки.

А теперь пройдемся по этим этапам. Сначала давайте определимся с целью нашей сказки, какую проблему мы собираемся с ее помощью решить, чему научить ребенка, как помочь. Малыш со слезами идет в детский сад? Он боится темноты? Не любит чистить зубы? Никак не научится говорить «спасибо»? Постарайтесь понять, как данная ситуация воспринимается с детской точки зрения.  Сформулируйте решения, которые вы собираетесь предложить ребенку.

главный герой сказкиПусть и главный герой нашей сказки окажется в похожей ситуации, столкнется с теми же трудностями. Для ребенка до 6 лет лучше сочинять сказки про животных, их мир понятнее малышу, в нем легче ориентироваться. Для большей схожести зверек из сказки может обладать качествами, которые есть у вашего малыша. Тут можно напомнить и о его сильных сторонах, хороших качествах и талантах. Или главным героем может стать любимая игрушка ребенка. Важно, чтобы  герой имел схожие страхи, опасения, тревоги или конфликты, тогда малышу будет легче отождествиться с персонажем. И, что особенно важно, — почувствовать, что если этот герой в чем-то преуспевает, чего-то добивается, то и он сам сможет добиться того же.

Жил-был ёжик, Он был  веселый,  дружелюбный, добрый. Но была в его жизни одна неприятность – боялся он темноты.

Ключевые моменты можно спрашивать у ребенка. Если вы не знаете, что именно беспокоит малыша, можно спросить, что, по его мнению, беспокоит главного героя, например:

В одной заячьей семье рос маленький зайчонок, который боялся… Чего он боялся?

Ребенок отвечает. Вы повторяете ответ ребенка: «Да, он боялся волка, оставаться сам дома, а что ещё?»

Или «рос бельчонок, который не любил чистить зубы. Почему он не любил чистить зубы?»

Естественно, что, говоря за зайчика или бельчонка, ваш малыш говорит о себе. Ребенок идентифицирует себя с главным героем. И вы можете лучше понять причины такого его поведения. Кроме этого, здесь проявляются преимущества сказки в том, чтобы отождествлять себя с персонажем сказки, при этом сохраняя безопасное пространство, если история доходит до “больного места”. В такой момент малыш может снова стать слушателем и просто понаблюдать со стороны за персонажем.

После того, как с проблемой, беспокоящей главного героя, определились, необходимо найти в сказке пути выхода из нее. Их может быть множество и тут все зависит от нашей с вами фантазии и жизненной мудрости. Чтобы какое-то поведение стало для ребенка желаемым, необходимо показать ему преимущества такого поведения, или показать последствия, к которым приведет нежелательное поведение. То есть то, что ребенок пока не может увидеть сам.

Например, мышонок, который медленно собирался в детсад, не успел на интересную игру, в которой всем игрокам давали его любимый сыр. Мишка, который жадничал и не хотел делиться игрушками в результате остался сам, никто не захотел с ним играть. И так далее.

Кроме того, главный герой может встретить в сказке помощника, который подскажет выход из ситуации. Можно спросить самого ребенка по ходу сказки. «И как ему помогла мудрая сова? Что она посоветовала трусливому зайчику?» Очень важно, что, отвечая на этот вопрос, ребенок будет самостоятельно находить решение, учиться помогать себе в трудных ситуациях.

Если малыш не может придумать, как помочь герою, вы можете предложить ему использовать волшебные предметы или ввести их в сказку самостоятельно– хотя сова и не знала, как помочь зайчику, она показала ему, где лежит волшебная палочка, исполняющая любые желания, или дала эликсир храбрости, или фонарик, прогоняющий темноту.

Так, в сказке бельчонок может встретить маленького бобра, который подарит ему волшебную зубную щетку, которая делает зубки такими крепкими и сильными, что ими можно разгрызть самый твердый орешек.

Чтобы ребенку было легче сделать вывод из сказки, его может озвучить главный герой или любой другой персонаж: «И тогда бельчонок решил, что каждое утро он будет чистить зубки волшебной щеткой».

А если через некоторое время вы скажете ребенку, что по дороге с работы вас окликнул один маленький зверек, очень похожий на бобра и попросил передать для мальчика Ванечки вот эту щетку – будьте уверены, чистка зубов станет для него гораздо более интересным занятием.

Какие проблемы будем решать с помощью сказки?

сказку ребенкуДля того чтобы сказка дала реальный результат, важно понимать глубинные мотивы поведения ребенка. И тогда с какой бы проблемой мы не столкнулись, сказка может стать нашим верным помощником. Условно можно выделить 4 группы проблем:

Трудности, связанные с общением

Сюда можно отнести общение со сверстниками, с родителями, братьями и сестрами. Конфликты, противоречия, обиды встречаются в жизни каждого из нас. И важно правильно выходить из них. И видеть в конфликтах не только негатив, но и возможность перевести отношения на качественно новый уровень, когда существующие проблемы вместо того, чтобы замалчиваться, будут открыто решены. И важно в сказке показывать вторую сторону любой ситуации, искать, что в ней позитивного. И показывать, что всему можно научиться – находить взаимовыгодное решение, говорить о своей обиде, а не скрывать ее, при противоречии учитывать интересы каждого.

Если трудности в общении связаны с  личностными особенностями, например, если ребенок застенчив, то рассказ о застенчивом ребенке, который приходит в детский сад и узнает, как можно подружиться с другими детьми, подействует на него сильнее, чем рассказ об общительном и самоуверенном ребенке. Ведь общительным детям легко подружиться с другими детьми. А когда ребенок видит, что в сказке это удалось застенчивому ребенку, такому похожему на него самого, то у него появляется вера, что и он тоже сможет.

Переживание ощущения «со мной что-то не так»

О чувстве неполноценности часто может свидетельствовать агрессивное поведение ребенка. С его помощью ребенок пытается защитить себя и доказать свою значимость. Поэтому в сказке важно показать ему другие способы привлечения внимания, повышения своего авторитета в глазах значимых для него людей, и дать уверенность, что с ним все в порядке.  Нужно, чтобы ребенок понимал, что каждый человек уникален, и именно в этом его прелесть. И любой недостаток с точки зрения ребенка важно превратить в достоинство. Например, мальчик, обеспокоенный тем, что он выше всех в классе и его обзывают дылдой, может послушать историю, как высокий мальчик благодаря своему росту смог лучше всех играть в баскетбол или спас котенка, залезшего на дерево или попал в страну великанов, где все гордились своим ростом.

Страхи и тревоги

Когда ребенок слышит в сказке о ком-то, кто так же, как он боится, он уже получает поддержку, ведь он не одинок в своих переживаниях. Ну, а когда главный герой, попадая в какую-то ситуацию, проявляет смелость, малыш начинает чувствовать, что и он будет на это способен.

В страшной ситуации можно найти смешные моменты, показать, что страшный персонаж на самом деле не хочет никого пугать, а просто не знает, как подружиться с ребенком. То есть заменить чувство страха на другое чувство — жалости, например, рассказав, как Баба Яга страдала, что ее все боятся и ей грустно и одиноко самой.

Тут важно также понимать, что страхи могут тормозить развитие ребенка и мешать ему, а могут и способствовать развитию, ведь обучение за их счет, их преодоление дает огромный ресурс. Все зависит от того, как к ним относиться.

Проблемы, связанные с особенностями возраста

На каждом возрастном этапе ребенок решает свои задачи и соответственно сталкивается с определенными трудностями. Дошкольник учится самостоятельности, уверенности, брать инициативу и проявлять активность. Школьник сталкивается с разными сложностями в учебе и учится трудолюбию, стремится достигать успеха. Подросток сталкивается с проблемами самовыражения, независимости и жизненного самоопределения. На каждом из этапов развития сказка может помочь. Чем старше ребенок, тем эффективнее рассказывать не сказку, а историю, байку, что-то, что случилось с кем-то из знакомых. А взрослым подойдут притчи.

Какую проблему мы бы не решали в сказке, помните, что она должна заканчиваться хорошо. Ребенок должен верить в собственные силы, получить надежду, что он обязательно найдет выход из своего затруднения. Это ведь дает силы и стимул для активных действий и перемен.

Как рассказывать?

сказка ребенкуСказку можно прочитать или рассказать. При этом важно оставаться открытыми для ребенка. Его реакция и поведение дадут вам ключ к дальнейшим шагам и действиям. Обратите внимание на то, когда ребенок  увлечен рассказом, а когда ему скучно. По выражению его лица можно определить его реакцию на услышанное. Если его внимание сосредоточено на действии, описываемом в рассказе, вы — на правильном пути. Если рассказ ему не интересен, значит, что-то  не так, или ребенок еще не готов его воспринять.

Когда вы не уверены, в каком направлении рассказывать дальше, спросите ребенка: “Как ты думаешь, что сделал потом герой?” или “Интересно, о чем он подумал?” Даже, если ребенок говорит, что не знает, можно предложить ему предположить, угадать, пофантазировать.

Если по ходу сказки ребенок делает комментарии или задает вопросы по его содержанию, не оставляйте их без внимания. Ведь этим он обозначает важные для себя моменты, дает нам ключик к своим переживаниям. В конце концов, его вопрос всегда можно переадресовать обратно ребенку: “А как ты думаешь?”

Рассказывая сказку, помните: все гениальное – просто. Пусть сказка будет доступной для понимания ребенка, а длительность рассказа учитывает степень устойчивости его внимания. Вы как рассказчик и сам ваш рассказ могут быть далеки от совершенства. Давайте и себе право на ошибку. Если вы искренне хотите помочь ребенку, то с каждым разом сказка будет все лучше и лучше.

Сказку можно не только читать или рассказывать, но и разыгрывать в ролях, или показывать с помощью игрушек или кукол. Главное, смысл – заключенный в ней. После вашего рассказа или показа можно предложить ребенку рассказать свою. Потом можно и обсудить сказку – кто был главным героем, что с ним происходило, почему, чему это его научило. Ну, и спросить малыша, бывают ли у него такие ситуации, и как можно применить полученные уроки. А иногда можно не анализировать, а просто насладиться сказкой, ведь она может просто быть успокаивающей или веселой, или дарящей какое-то другое состояние.

В продолжение положительного эффекта от сказки можно предложить ребенку нарисовать самый впечатливший в сказке момент. Что бы он ни нарисовал – хорошо.  Ведь главное помнить: мы не оцениваем то, что ребенок говорит или делает, не констатируем – правильно, не правильно, а принимаем его рисунки, его интерпретации сказки, ведь это выражение его внутреннего мира. И принимая их, мы принимаем его самого.

Ну, и если вдруг после сказки ребенок попробовал предложенное в ней решение, а оно не дало результатов, не огорчайтесь. Всего нельзя предусмотреть. Узнайте точно, что им было сделано и что не получилось так, как было задумано. После этого расскажите ребенку про одного малыша, у которого тоже сначала не все получалось, но он не оставлял попыток, и в конце концов нашел выход из неблагоприятной ситуации. И его родители очень им гордились.

Алла Слотвинская.

Поделитесь, пожалуйста, в комментариях, сочиняете ли вы сказки своему ребенку и какие?

(Это 8 статья из Сундучка предновогодних чудес, присоединяйтесь, чтобы первыми получать от нас следующие идеи, чудеса, сказки и поделки)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>